ВВЕРХ

СНЕЖНЫЕ БАРАНЫ РОССИИ. Часть 1 ("РУССКИЙ ОХОТНИЧИЙ ЖУРНАЛ", НОЯБРЬ 2023)

Снежные бараны России – именно так называется премия, учреждённая Клубом горных охотников. Престижная награда, о которой я мечтал!
И вот пришло время подняться за ней в горы. Время бежит неумолимо и заставляет не откладывать задуманное на потом.

Я стал изучать тему и наметил предварительный план осуществления мечты. В первый охотничий поход на лето – осень 2023 года решил добыть трёх снежных баранов: якутского, охотского и камчатского. По публикациям отчётов и рассказам охотников я уже знал основных организаторов таких охот. Пообщавшись с ними, выявил важные детали, подробности, и пазл сложился. Определился оптимальный маршрут, время и продолжительность предстоящей экспедиции – это середина августа длительностью в три недели. Так надолго я ещё не уезжал, и, возможно, это станет непреодолимым препятствием. Но логистика задуманного подсказывала, что с учётом долгих переездов по бескрайним просторам нашей страны быстрее вряд ли получится. И решил рискнуть. «Всех дел не переделать», – уговаривал я себя. К счастью, обстоятельства сложились удачно и не помешали задуманному.

Экспедиция предполагала разные погодные условия и условия проживания. Ограничения по весу заставляли выверить всё до мелочей из того, что нужно взять с собой. Готовиться я начал ещё за год: пришлось перетрясти охотничий гардероб, обновить походный кемпинг, снаряжение, оборудование и даже оружие. Муки выбора сложны и могут длиться бесконечно, но вот настало время «Ч». Все решения приняты, всё собрано, оговорены детали с организаторами. Билеты куплены, и я наконец-то отправляюсь в дорогу.

Пройдя формальности в аэропорту, мы сидели за столиком, ожидая посадки в самолёт. Меня сопровождал оператор Жанн Скорняк, так как я планировал снять фильм о предстоящем охотничьем приключении для канала «Дикое ТВ». Мы с Жанном сдружились за время прошлой экспедиции по Кавказу, и меня радовало, что мы снова вместе отправляемся в путешествие. Сев в самолёт, я с облегчением выдохнул. Неужели все сборы и необходимые процедуры позади! «Поездка покажет, правильно ли всё собрал», – подумал я, а главное, что всё или почти всё, что хотел взять с собой, уместилось в багаж. Ура!

Первым пунктом нашей экспедиции стала Якутия – край вечной мерзлоты, золота и алмазов. Здесь много рек, богатых рыбой, горы, леса, где под покровительством Баай Байаная обитает множество зверей и птиц. Перелёт до Якутска занял девять часов, и вот самолёт плюхнулся на полосу. Стюардесса предупредила, что будет экстренное торможение ввиду ремонта взлётно-посадочной полосы. Самолёт резко замедляется, словно неожиданно включился красный сигнал светофора. Ремень впился в живот, самолёт трясёт, скрежещут тормоза и натужно гудят двигатели, включив реверс тяги. Вдруг всё стихло, самолёт отпустило, он выпрямился и спокойно покатился к месту стоянки. Пассажирский салон наполнился традиционными аплодисментами пилотам!

В аэропорту Якутска нас встретил Иван – представитель компании «Сонор Хантинг» – и рассказал, что ехать придётся по печально известному Колымскому тракту в сторону Магадана около 650 километров, а также преодолеть две паромные переправы – через реку Лену и реку Алдан. «Романтично», – подумалось мне. И мы начали путешествие, с интересом созерцая всё вокруг. Путь занял порядка восьми часов, и вот мы подъезжаем к лагерю, который расположился в Томпонском улусе на берегу реки Куранах. Эти земли принадлежат кочевой семейно-родовой общине малочисленных народов Севера (эвенам), потомственным оленеводам, семье Погодаевых, охотугодья которых раскинулись на территории 632 тыс. га вдоль гор Сетте Дабан в Восточной Якутии. Поистине якутский масштаб!

Лагерь представлял собой несколько больших, комфортабельных, отапливаемых буржуйками палаток со столовой и даже баней. Разместившись, мы отправились на приветственный ужин. Чир, омуль, муксун, сиг, сыровяленая конина и шулюм из оленины – диковинные для нас деликатесы. На ужине мы познакомились с нашими проводниками и обсудили план предстоящей охоты. Погода стояла дождливая, и прогноз не предвещал улучшения на ближайшие два дня. Решили посвятить их пристрелке оружия и съездить в гости на стойбище оленеводов по приглашению Алексея Петровича Погодаева. Его большая и дружная семья разместилась в живописном месте на высоком берегу слияния двух горных рек. Великолепный вид прилегающих гор говорил о том, что это место было выбрано не зря. Рядом в большом загоне отдыхало стадо оленей. Один оленёнок подошёл ко мне, брякая подвешенным колокольчиком. Он совсем не боялся людей и был ручным, его выкормили люди. Мать оленёнка зарезал волк, который терроризирует стадо оленей и по сей день. Надо сказать, что волки – это настоящий бич оленеводов. Но эвены умеют противостоять трудностям и способны выживать в суровых условиях вечной мерзлоты на полюсе холода. Приуныл – это не про них!

На следующий день разведка вернулась ни с чем. Мы, как и планировали, тем временем пристреляли карабин и съездили посмотреть красивые места в окрестностях. И, конечно, посетили легендарный прижим – гиблое место на Колымском тракте, которое пользуется дурной славой у дальнобойщиков. Остовы упавших в ущелье машин, словно на военной дороге, предупреждают водителей: «Будьте осторожнее!»

Но прежде нас ждал сюрприз. Нас отвели на место старого лагеря неподалёку, там стояла аутентичная юрта эвенов. Над юртой поднимался дым от костра, и доносились таинственные звуки бубна. Пожилой эвен в национальном костюме двигался вокруг костра и что-то бормотал. «Неужели шаман?», – подумал я. Мы расположились рядом и стали с интересом наблюдать за происходящим. Обряд жертвоприношения покровителю Иччи и духу Баай Байанаю! Шаман бил в бубен и просил духов быть благосклонными к нам, подарить удачу на охоте. Он издавал пронизывающие гортанные звуки в такт ударам по бубну в экстазе шаманского транса. Зрелище, пробирающее даже меня, любителя тяжёлого рока и привыкшего слушать всякое. Затем он окурил нас дымом тлеющего мха, зажжённого от жертвенного костра, в котором сгорели дары жертвоприношения. Невероятная энергетика исходила от этого действа. Обряд был завершён, организовавший его пожилой эвен дал нам чашки с ароматным травяным отваром, предложив его выпить. Человеком, который устроил это действо, оказался старший брат семьи оленеводов Михаил Петрович Погодаев. Впечатлённые увиденным, мы вернулись в лагерь, где нас ждала хорошая новость: разведчики сообщили, что обнаружили двух баранов.

Раннее утро следующего дня порадовало отличной погодой. Собрались мы ещё с вечера, чтобы не терять время утром, короткий завтрак, и в горы. Подъём был несложный, на высоту 1600 метров над уровнем моря по горной тропе, но он первый в этом году, поэтому нужно расходиться, к тому же пораненная перед отъездом в экспедицию об ракушку на рыбалке пятка не позволяла наступать на ногу полноценно. Ну, что поделать, горы – это всегда испытание. Хоть и не быстро, но идём! И вот мы на вершине горы, преодолев 400 вертикальных метров. Небольшой привал и связь с разведчиками. Они сориентировали, куда нам двигаться. Здесь сопровождающий эвен по имени Саша говорит, что дальше идём втроём; он, я и оператор. Вся группа останется на месте привала, будет наблюдать и контролировать горы вокруг. Чубуку, так местные называют якутского барана, где-то рядом лёг на дневной отдых. Мы осторожно, в пол-ной готовности продвигаемся по вершине горы, просматривая прилегающие склоны. Но барана всё нет.

Окончание истории читайте в "Русский охотничий журнал", ноябрь 2023

26.10.2023
(208 просмотров)

Нажимая кнопку, я принимаю условия «Пользовательского соглашения» и даю своё согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-Ф3 «О персональных данных».

Ваше письмо было успешно отправлено!