С незапамятных времен она интересовала человека и как способ самосохранения, и как способ успешного скрадывания животных во время охоты.
Первоначально для маскировки использовались элементы природной среды - ветки, трава и пр. Человек привязывал их к телу в попытке слиться с местностью. Применялись в качестве маскировочных материалов и перья птиц, и шкуры зверей. Много чего испробовал человек и его предки за сотни тысяч лет опыта выживания на планете Земля.
Современная история камуфляжного рисунка ограничена несколькими десятками лет минувшего и нынешнего столетий. Моду здесь начали задавать военные. Двух-, трех-, и четырехцветные рисунки более пятидесяти лет господствовали на рынке армейской экипировки, но абсолютно не пользовались спросом у охотников, не говоря уже о рыболовах.
Первая камуфляжная маскировочная расцветка была применена в английской армии в самом конце XIX века. Как ни парадоксально, она имела всего лишь один цвет - хаки. Изменение расцветки ярких военных камзолов было связано с изменением тактики ведения боевых действий и появлением высокоэффективного оружия для уничтожения личного состава.
В Первой Мировой Войне так называемый "осколочный" камуфляж был применен в немецкой армии. Название "осколочный" связано с рисунком, состоящим из цветных геометрических фигур различной формы и размера, хаотично разбросанных по поверхности. Опыт применения увенчался успехом, и в полном объеме использовался в элитных частях Вермахта во Второй Мировой Войне.
Все армии мира рано или поздно пришли к использованию камуфляжных рисунков при изготовлении военной экипировки - это помогало сохранить численность личного состава при ведении открытых боевых действий.
Все принципиальные схемы армейских камуфляжных рисунков разрабатывались и разрабатываются под конкретную местность, в зоне которой могли бы находиться военнослужащие, и с учетом нормативных требований, предъявляемых к маскировке на открытой местности. За основу берется человеческое зрение в светлое время суток, и является точкой отсчета при составлении цветовой насыщенности элементов рисунка, его формы, контрастности между граничащими фрагментами.
Тот же принцип применен современными дизайнерами для разработки камуфляжного рисунка одежды охотников.
Бурное развитее охотничьего камуфляжного рисунка в последние десять лет связано с индустрией производства коммерческой охотничьей одежды.
Американские дизайнеры Уильям Р. Джордан и Джо Белт, с начала 90-х годов 20 столетия опубликовали в издании "Copyright" - ежегодном сборнике Библиотеки Конгресса США - серию камуфляжных рисунков "Advantage Camouflage", "Advantage Wetland Camo", "RealTree Hardwoods 20-200", "RealTree X-tra Brown", "Advantage Timber", "RealTree Hardwoods 20-200 Snow Camo". В их основу было положено реальное изображение фрагментов леса, тростника и так далее. Рисунок "Advantage Camouflage" так полюбился охотникам всего мира, что индустрия охотничьей экипировки базировалась на его использовании в течение нескольких лет.
Простимулированная возрастающим спросом на реалистичные камуфляжные рисунки мировая текстильная индустрия работала, не покладая рук. Появились различные модификации "Advantage Camouflage", "Advantage Wetland Camo", "RealTree Hardwoods 20-200". Процесс этот продолжается и по сию пору.
Анализируя историю развития военного и охотничьего камуфляжного рисунка, мы можем заметить, что в основу охотничьей маскировки положен принцип маскировки армейской. То есть в фундамент практического развития охотничьей маскировки легла сугубо военная концепция - "спрятать" человека от взгляда человека.
Исследования ученых, к которым уже не раз обращались разработчики камуфляжа, однозначно показывают, что зрение животных отлично от зрения человека. То есть, одевая современный камуфляж, мы "прячемся" не столько от зверя или птицы, сколько от себе подобных. Наша способность видеть (или не видеть) играет в данном случае злую шутку с разработчиками, не позволяя им взглянуть на свой продукт глазами животных. Это не слишком драматично для охотников в настоящее время, но сам подход к проблеме неверен в корне.
Для понимания принципиального подхода к совершенствованию маскировочных рисунков от глаз животных целесообразно обратиться к первоисточнику - самой природе.
С целью защитить некоторые виды животных и птиц от хищников, обладающих природным инструментом поиска и нападения, природа наделила первых специальной окраской, которую ученые называют покровительственной. Эта расцветка, данная самой природой, позволяет беззащитным животным укрываться от наделенных той же природой совершенного взгляда ястребиных и зоркого ночного зрения хищных зверей.
Оперируя расцветками, которыми природа наделила некоторые виды птиц, можно составить представление о том, какой камуфляжный рисунок наиболее целесообразно применять для конкретного вида охоты.
При разработке камуфляжа можно использовать и подход от обратного. Некоторые хищники имеют прекрасную маскировку, позволяющую им дожидаться своей жертвы в засаде, либо незаметно подкрадываться к ней (полярная сова, тигр, леопард и пр.).
Рассмотрим, например, охоту на гуся и утку. Зрение гусиных и утиных хуже, чем зрение орлов и ястребов. Применяя покровительственную окраску распространенного в лесах средней полосы вальдшнепа, который является объектом охоты ястребов, мы получаем значительное преимущество, если используем эту же расцветку в охоте на гусиных и утиных. Такое же преимущество мы получаем при использовании покровительственной окраски болотной выпи для охоты на ту же дичь в камышовых зарослях и на водных просторах с незначительной растительностью.
Внимательно изучая природную окраску животных, мы сможем понять, почему рыжая лиса незаметно подкрадывается к зоркой жертве на дистанцию, необходимую для прыжка, а полосатый тигр приближается к кабаньему стаду, не вызывая у копытных опасений. Возможности нашего зрения не в состоянии объяснить подобные парадоксы.
Но, может быть, растительный рисунок все же предпочтительнее покровительственной окраски животных? Хорошо известно, что природе по силам окрасить животных самым замысловатым, самым невообразимым образом - нарядить безобидных цветочных мух, например, в желто-черный полосатый "костюм" осы. И если бы растительный рисунок был предпочтительнее, то в природе бы наверняка оказался хоть один зверь или птица с растительным "камуфляжем". Но этого нет.
Устремившись за конъюнктурным спросом, индустрия охотничьей маскировки изначально пошла по пути армейского рисунка - спрятать человека от человека.
В странах, где использование маскировочной одежды для граждан не запрещено законодательством, многие фабрики, производившие охотничью одежду, поспешили приобрести лицензии на использование популярных рисунков у их создателей.
Не дремали и "пираты" - соблазн "срезать купоны" непреодолим. Десятки фабрик Юго-Восточной Азии переориентировались на изготовление контрафакта, которым был быстро разбавлен поток лицензионной продукции.
Военные ведомства в это время не спешили переходить на более дорогую экипировку, так как процесс многоцветной печати неоправданно дорог для бюджета армии.
Последние несколько лет рынок маскировочной экипировки переживает кризис, связанный с отсутствием новизны, способной стимулировать коммерческий спрос у потребителя.
Немаловажным сдерживающим фактором является и засилье на российском рынке "пиратов", стремящихся любым способом незаконно использовать чужую интеллектуальную собственность. Введенный в действие Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" в настоящее время имеет практическое применение лишь к аудио- и видео-произведениям.
Пользуясь отсутствием внимания правоохранительных органов к контрафактной продукции в виде дизайна рисунка на ткани, руководители одной из подмосковных фирм, которая организована бывшими гражданами Украины, умудрились даже запатентовать в Российском Патентном Агентстве ранее известные американские камуфляжные рисунки "Advantage Wetland Camo" и "Mossy Oak" под псевдоавторством гражданина Республики Беларусь.
Ну, а как же обстоит дело с новинками? Российским охотникам в ближайшее время, несомненно, повезет. Группа московских энтузиастов в течение двух лет проводила работы по созданию маскировочных рисунков, в идею создания которых положены научные труды по изучению покровительственной окраски животных и птиц.
Программа разработки состоит из двух этапов, полное завершение первого из которых произойдет в начале 2005 года. Результатом этой работы станут три маскировочных рисунка, содержащих в себе элементы окраски таких птиц, как вальдшнеп, болотная выпь и полярная сова.
Рисунок "Вальдшнеп" имеет цвета, сочетание которых позволит прекрасно маскироваться в период с ранней весны до поздней осени в зарослях кустарника, на фоне деревьев и пожухлой травы.
Совершенно приспособлен для охоты на водоплавающую дичь в зарослях сухого камыша рисунок "Выпь", сочетающий в себе элементы природного окраса болотной выпи и сухих стеблей камыша.
И, наконец, просто сказочно красив рисунок "Полярная сова", предназначенный для маскировки во время зимних охот.
Разработчики полагают, что такой революционный подход к дизайну маскировочной расцветки вызовет интерес не только у российских охотников, так как окраска, созданная самой природой, является идеальной.
В разработке принимали участие известный своими работами и многочисленными публикациями в области анималистики художник Александр Дёгтев, а также специалист в области компьютерного дизайна Дмитрий Зотов. Эта не первая работа, выполненная ими в области дизайна маскировочных рисунков. Ранее разработанный в том же составе рисунок "Поздняя Осень" заслужил народное признание, и широкомасштабно подделывается сегодня не только "пиратами" Юго-Восточной Азии, но и некоторыми фабриками бывшего СНГ.
Учитывая ошибки предыдущих лет, разработчиками применен сложный способ защиты своих произведений, не имеющий мировых аналогов. Он позволит правоохранительным органам, суду и специалистам экспертизы правильно и точно идентифицировать подделку.
Завершение второго этапа разработки, с использованием покровительственной окраски некоторых видов животных, планируется на начало 2006 года.
В данной статье мы приводим лишь фрагменты изображений по просьбе их создателей.
В дальнейшем мы поговорим об эффективных дистанциях маскировки, применительно к конкретным рисункам и объектам охоты.
Алексей Суденко