ВВЕРХ

Охота: Пьяный апрель (Журнал "МастерРужье", июнь 2017)

«Мужики, кто увидит 12 месяцев, выпивающих в лесу, скажите, чтобы апрелю больше не наливали». Анекдот в тему.

Московская область

Казалось, всё предвещало удачное  открытие   охоты  в Московской области и что охота будет. Из «Заболотского» охотхозяйства сообщили, что гусь подошёл и остановился на полях, озёра растаяли, а все разливы и лужи забиты утками. Отсюда, с момента открытия охоты 15 апреля, мы и решили начать движение на север. Наша редакционная команда выехала в знакомые угодья, потирая затылки, заломившие, как у Мюллера, от предчувствия удачи.

Первый тревожный звоночек раздался, когда подъехали к центральной базе. Обычно около ворот стоят десятки автомашин охотников, приехавших выписывать путёвки, а в этом году их совсем не было, и мы даже испугались, что охоту отменили. Ан нет! Просто народ решил не охотиться на Пасху или его что-то напугало. Но что? Это мы поняли только к утру открытия охоты. Однако по порядку. Вечером проехались по местам завтрашней охоты, поправили прошлогодние шалаши, полюбовались на налетающих кряковых и табунки проплывающих в вышине гусей и с уверенностью в завтрашнем дне отправились коротать ночь в сельское круглосуточное кафе. Вот жизнь охотничья настала! Не надо разбивать лагерь или базу оплачивать, сиди, попивай кофеёк и смотри телевизор. Время придёт – езжай на охоту, благо тут недалеко. Хорошо! Коротать же ночи у костра мы ещё успеем в Вологодской тайге, а помёрзнуть – в Архангельской тундре.

Благостное настроение стало пропадать к трём часам утра, когда столбик термометра показал минус пять. А через полчаса я уже порезал сапог об острый лёд, когда пошёл ставить гусиные чучела на воду. Рассвет добавил ещё три градуса к морозу, и ледяная корка встала плотно. Ещё пару часов мы с корреспондентом Валерой мёрзли в шалашах,  посматривая  в  пустое  небо,  и,  наконец  отчаявшись, отправились к машине. Мороз заставил спрятаться всё живое в округе. Не говоря уже о гусях и селезнях, не слышно было обычных в это время тетеревов, не летали мелкие кулички, чибисы, и даже попрятались вороны. А вот наша молодёжь сумела пробиться   к   незамёрзшей  большой воде, высадила подсадных, и двое охотников всё-таки взяли по селезню. Любопытно, что, когда я ночью провожал ребят в угодья для выбора места охоты, мы наткнулись на несколько старых шалашей с надписями: «ЗАНЕТО». Так вот к утру в этих шалашах никого не оказалось. Видимо, местные охотники (судя по орфографии) решили просто не ходить на охоту в такую холодрыгу.

Прикинув расклад, мы припомнили, что все успешные охоты в прошлые открытия проходили на нашем месте лишь при тёплой погоде. И не только потому, что птица при благоприятных условиях больше летает, сказывалось отсутствие охотников, испугавшихся мороза. Птицу просто никто не поднимал, и она спокойно сидела на воде, пережидая  катаклизм.  Нет,  гусь  на  кормёжку  пошёл,  но  в наш «тихий уголок» он раньше прилетал только, будучи потревоженным на полях. Вечером же на тягу же никто даже не остался – в такую погоду шансов было совсем мало. Ну и ладно, следующее открытие нас ждёт через неделю в Тверской области. И я лично собираюсь охотиться на тетеревином току и на тяге. Надеюсь, погода не помешает.

Тверская область

Ничего не поделаешь, но, кажется, апрелю снова «налили». К открытию охоты 22 апреля Тверская область встретила нас ураганным ветром и буквально стеной беспросветного дождя. Казалось, хуже погоды для весенней охоты не придумаешь. Егерь Сергей сообщил, что даже не делал шалаши на тетерева, поскольку тока как такового просто нет. Тетерева вылетают на поле и даже пытаются как-то петь, но сидят широко, вразнобой и, в общем-то, непонятно, в каком месте шалаш ставить. Так что с током в субботу, в день открытия, я пролетел и могу пойти лишь вечером на тягу.

 Похожие сомнения были и у двоих ребят, собравшихся на глухаря: смущал ураганный ветер, сгибавший верхушки елей. Но тут я смог успокоить молодёжь, поскольку такую погоду не раз проходил на севере Вологодчины. Там я тоже сомневался в целесообразности похода на ток в шторм, но местный проводник уверил меня, что «матч состоится в любую погоду». И верно, несмотря на ураганный ветер, глухарь пел, да пел активно, вот только сидел он не на верхушках деревьев, а там, где тихо, то есть на нижних сучьях или на земле. И точно, оба утра, которые ребята провели на токах, петухи пели, а взяли они лишь одного на две лицензии исключительно из-за собственных ошибок. Я же на глухаря не ходил, предвкушая богатые Вологодские тока.

Оставшись  один,  с  удовольствием  отправляюсь  на «королеву» весенней охоты – вальдшнепиную тягу. Место присмотрел заранее, на полянке, примыкающей к крупному лесу с одной стороны и окруженной берёзовым мелятником с трёх других сторон. Ветерок вроде стих, и, как только подошло время начала тяги… пошёл снег. Да какой! Крупными хлопьями, с рваным ветром, с чёрными тучами, закрывшими небо и прочими прелестями «пьяного» апреля. Очевидно, сегодня второй весенний месяц ещё и «хлопнул» ударную дозу. И такая карусель длилась почти час. Я уж было собрался домой, но тут туча прошла, немного просветлело, и на закате стало хоть что-то видно. Вот на отблесках этого заката и блеснул белым пузом селезень, сопровождавший крякуху. А поскольку весной допускается стрельба влёт по одиночному опознанному селезню (запрещена стрельба по стаям), я его от утки и отрезал. Не успел хороший выстрел ощутимо поднять настроение, как из-за березняка вывалил вальдшнеп, правда без голоса. По этой причине я его слегка прозевал, а поскольку ударил в угон, кулик упал в крупный лес. Но удача в тот вечер была на моей  стороне.  Как  только  в  ёлках  я  включил  фонарик, яркий луч сразу высветил, лежащего на чистинке вальдшнепа. Едва успел вернуться на место, как услышал хорканье, и знакомый силуэт медленно выплыл (как и положено на настоящей тяге), низенько, прямо на штык. После выстрела из уже невидимого ружья вальдшнеп упал прямо под ноги, его не пришлось даже искать. Вся охота уложилась в десять минут, а я из неудачника, сетующего на непогоду, сразу превратился в короля. Совсем с другим настроением можно завтра идти строить шалаш на тетерева.

Утром подъехал тёзка на УАЗике, и мы, вооружившись топорами и ножами, отправились на работу. С вечера Сергей подсмотрел, где  всё-таки сбились в токовую кучку 6-7 петухов, а точно токовище мы надеялись распознать по помёту. У меня, конечно, были сомнения по поводу свежего шалаша. По моему опыту и мэтра охоты Василия Николаевича Тихонова (консультировался по телефону), появившееся вдруг строение просто обязано было встревожить тетеревов. И первые пару дней они должны, пока не привыкнут, его сторониться. Сергей же только хитро улыбался и уверял, что всё будет в порядке. Ну посмотрим, у меня в запасе ещё пара дней, так что как-нибудь сориентируюсь.    К    тому    же    Виктор,    постоянный   читатель «МастерРужья», пригласивший нас на охоту, гостеприимно предложил мне отстрелять и его тетерева. Приятно, что у тебя есть такие друзья.

Итак, мы на месте. Судя по помёту (перьев, конечно, на таком ветру никаких нет), эпицентр тока должен быть на этом пятачке. Начали строить шалаш. Сергей сразу же отказался от моей помощи, велел не путаться под ногами, а заняться фотографированием, что я и сделал. Зато теперь могу предъявить читателям все этапы сборки этого незаурядного сооружения. Забегая вперёд, скажу, что тетеревов оно совершенно не беспокоило, и я всем рекомендую присмотреться к архитектуре, а если хотите, то и что-то перенять. Я лично взял такой шалаш на вооружение.

Во-первых, Сергей не стал рубить для каркаса, как рекомендуется  по  классике,  крепкие  берёзовые  колы,  а настриг тонких осиновых удилищ (не обрубая боковые ветки), которые, на мой взгляд, должны были развалиться от первого же порыва ветра. Но, когда он воткнул удочки по кругу и скрепил каркас проволокой вверху, сооружение оказалось довольно устойчивым. А после того как вертикальная основа была переплетена несколькими тонкими прутьями поперёк, монолит стал непоколебим. Следующим этапом егерь утыкал крупным лапником низ шалаша, где, как мы знаем, не должно быть просветов, чтобы птицы не видели движения охотника. Затем более мелким лапником закрылась верхняя часть шалаша. После прорези бойниц для кругового обстрела обычно строительство заканчивается и зелёный шалаш пугает тетеревов. Сергей же покрыл лапник собранной тут же сухой травой, закрепив её несколькими раскидистыми ветками, воткнутыми по кругу. Шалашик полностью слился с полем и стал похож на небольшой стожок. Я всё это время исполнял обязанности подсобного рабочего. Дальше нужно было устроить место для сидения, этот труд я взял на себя и просчитался.  Собираясь  поставить  складную   табуретку, совсем не учёл её высоту и всю утреннюю охоту просидел, упёршись головой в крышу. Но об этом позже.

А пока, налюбовавшись на творение рук своих, мы поехали на новое место тяги. Сергей обещал отвезти на «козырное» место, где в прошлые годы обстреливал до десятка лесных отшельников. С поправкой на погоду я мог как минимум рассчитывать на пяток. Заманчиво.

Место оказалось не слишком красивым, а деревья высоковатыми, но так обычно и бывает. Часто приходится выбирать между Перовской чудной классикой и местом, где вальдшнеп действительно летает. Скажу сразу, «разгулявшийся» апрель свёл результат к минимуму, и мне при- шлось довольствоваться лишь одним долгоносиком, протянувшим, как и вчера, почти в темноте. Ну что ж, и это неплохо.

И вот наступила ночь, я, пригнувшись, сижу в шалаше, поскольку, как уже упоминал, сидушка моя оказалась высоковатой. Если прилетят тетерева, придётся вставать на колени. Одна радость, что у костюма, который я недавно приобрёл, на коленях двойные прокладки, так что не замерзну. К слову, мой новый охотничий костюм от отечественного производителя форменной одежды «Округ» меня порадовал и на охоте в Подмосковье, и здесь. В такую холодную весну утеплённый и лёгкий костюм оказался весьма кстати. Разработали дизайн костюма охотники компании, основываясь на опыте различных охот в Туве, на Алтае, в Кабардино-Балкарии и разных экстремальных экспедиций. На тяге куртка обеспечивала свободный манёвр для быстрой вскидки и выстрела. По дороге к месту охоты в костюме я не потел, а три слоя подкладки – капрон, поливискоза и омни-хит на спине – обеспечили комфортность, и холодная ночь в шалаше меня совершенно не достала. В лёгкой доступности карманы на молниях и пуговицах с газырями для патронов, плотно одевающийся аккуратный капюшон, который не ограничивает обзор, куртка, не стесняющая движения, вентилирующие прорези на молниях под мышками и на бёдрах, на плечах рифлёные накладки, не позволяющие сползать погонному ремню и лямке сумки – всё по европейскому стандарту. Научились наши шить. Исходя из небольшой стоимости костюма, думаю приобрести ещё один, но уже камуфлированной расцветки. Но я отвлёкся.

Итак, я сижу, мне не холодно, а тетеревов-то и нет. Уже забрезжил рассвет, поле начало проглядываться, и давно пора токовику быть здесь. И вот, когда я уже было потерял веру, что вообще кто-нибудь прилетит, случилось «вдруг». То прекрасное охотничье «вдруг», без которого немыслима и неинтересна любая охота. Вдруг поле ожило, и чуффыканье раздалось сразу со всех сторон. Токуют со всех сторон, а ток, соображаю я, так и не сбился. Считаю чёрные точки, поскольку интерес мой меркантильный, и я имею допуск бить пару, если только петухов семь или больше. Тетеревов явно больше семи, так что руки у меня развязаны, и теперь надо думать, как хоть что-нибудь добыть. А это вопрос непростой, поскольку ближе полусотни метров ни одной птицы нет. Начинаю манить, изображая голосом вызов «на драку», и случается чудо. Буквально все петухи бросаются на мой зов и собираются возле шалаша. Надоели что ли друг другу, а тут новичок? Так это или не так, но к шалашу сбежалась вся компания, причём ближайший петух, видимо токовик, кружился и бормотал в паре метров от бойницы. Прав оказался Сергей, такой шалаш их не пугает.

Совсем рассвело, и я вижу драку в двадцати шагах прямо под удобный выстрел. Но смущает токовик, придётся высовывать ствол у него под носом. Сто пудов заметит и спугнёт всех. Стою на коленях, приготовив ружьё, и жду, когда он уберётся. Вроде давно уже охочусь, а удары сердца всё равно зашкаливают, как в молодости. Вот что значит страсть. Попутно решаю, что буду бить только одного, хватит мне. Определившись, уже поспокойней выбираю одиночную цель.

Вот два драчуна разошлись, можно уверенно накрыть одного из них. Выбираю левого, навожу на него ствол и вдруг замечаю, что мушки нет. То  есть мушка на месте,  но она белого цвета и совершенно пропадает на светлом фоне сухой травы. Вот уж не думал, что цвет мушки сыграет роль. При стрельбе влёт меня белая мушка устраивала, а здесь, оказывается, проблема. Однако делать нечего, надо стрелять. Сажаю петуха на планку и жму на спуск. Хорошо! Накрытие есть, и тетерев, перевернувшись, бьёт крыльями. А второй почему не взлетел? И куда это он идёт? Второй петух каким-то неуверенным шагом идёт в мою сторону. Неужели зацепил и этого? Тут уж думать нечего, надо бить. После выстрела черныш, как и  пер- вый, судорожно бьёт крыльями и так же затихает. Дошёл. Ни фига себе! Как это ему прилетело? Или не задело, а он просто испугался выстрела? Но в любом случае стрелять надо было. Как ни крути, а всё-таки получилось,  взял  пару.   Хорошо,  что  разрешение  есть.  Начинаю   соображать, как же это произошло? Когда я целился первый раз, второго петуха в створе точно не было, возможно, он появился, когда я отвлёкся на белую мушку. Но, как бы то ни было, охота сложилась, и, можно сказать, даже очень удачно. Собираю птиц и иду к машине. Сергей поздравляет меня и отправляется разбирать шалаш. Всё. На этом току охоты больше не будет. Завтра поедем строить для ребят другие шалаши, благо в этом районе тетеревишка есть. А потом уже пора и домой, скоро выезд на открытие в Вологодскую область и дальше на север Архангельской.

Могу с удовлетворением констатировать, что трёх самцов птиц, из пятёрки, разрешённой весной, я взял. Тетерева, вальдшнепа и селезня можно записать в свой актив. Глухаря надеюсь добыть в Вологодской тайге, а гуся – в Архангельской тундре. Попутно похожу на тягу, посижу с подсадной уткой, в общем, будет чем заняться в мой законный, хоть и небольшой, отпуск. Главное, чтобы май оказался «трезвенником», а то апрель, судя по всему, вообще «не просыхал». Но об этих охотах напишу в следующей статье, сейчас надо идти собираться.

Сергей Лосев

Журнал "МастерРужье" № 6 (243), июнь 2017 г.

01.06.2017
(654 просмотров)

Нажимая кнопку, я принимаю условия «Пользовательского соглашения» и даю своё согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-Ф3 «О персональных данных».

Ваше письмо было успешно отправлено!

Оплатить
заказ