ВВЕРХ

Кавказская серна - второй шанс! ("Русский охотничий журнал", февраль 2023)

ЗА «РОССИЙСКИМ КАВКАЗСКИМ ПРИЗОМ» ЧАСТЬ 2

ТЕКСТ И ФОТО: ДМИТРИЙ ТУРКИН

По плану наше охотничье путешествие, начавшееся в Дагестане, должно было продолжиться в горах Северной Осетии в поисках кавказской серны. Туда мы и отправились с видеооператором Жанном Скорняком на автомобиле. Дорога из Дербента во Владикавказ проходила через Махачкалу, затем Хасавюрт, Гудермес. В стороне оставались Грозный и Назрань. Проделав путь более шестисот километров, мы добрались до комфортабельной базы в Кармадонском ущелье, где сразу оказались за гостеприимным и хлебосольным столом по приглашению хозяина охотхозяйства «Фшати фонд» Будзи Хасановича Басиева. Он познакомил нас с участниками субботнего ужина – своими друзьями и проводником Муратом Алкацевым. К приятному удивлению, от него я узнал, что охота будет проходить вылазками в горы на машине с территории базы. Надо сказать, для меня не проблема жить в палатке или кошаре в горах, но когда есть возможность охотиться и при этом ночевать с комфортом, я возражать не стану, точнее сказать, обрадуюсь. А когда он сообщил, что высоты, на которые предполагается подниматься, не более 2500 метров, я даже позволил себе выпить красного вина. В оправдание скажу, что местные традиции не оставляли ни малейшего шанса пропустить тост: это было бы неуважение к хозяину. Кто бы спорил! Начало было многообещающим, и казалось, что путешествие будет лайт-вариантом, особенно после высокогорного Дагестана. Как я ошибался!

Утром следующего дня, ещё затемно, Мурат забрал нас и на машине мы отправились в путь. План простой: обследовать склоны и распадки гор в тепловизор с целью обнаружить серн ещё затемно. И вот мы, переезжая с места на место, методично просматриваем горы и, к сожалению, ничего не обнаруживаем, кроме оленя, но это не наш объект охоты. Отсутствие серн огорчало. Тем временем уже стало светать. Мы подъехали к самому подножью гор и постарались как можно выше подняться на машине, чтобы затем продолжить идти пешком до середины высоты горы и далее двигаться вдоль неё. Взяв рюкзаки, оружие и видеооборудование, отправились в путь. Подъём оказался несложный, но интенсивный. Добравшись до звериной тропы, пошли по ней, периодически осматривая вершины над нами.

Погода была превосходная, поднимающееся из-за гор солнце согрело разнотравье, и воздух наполнился прекрасными ароматами горных трав. Редкие облака время от времени закрывали нас от солнца, создавая приятный тенёк. Мурат периодически ускорялся, просматривая склоны впереди. Вдруг мы увидели, как он присел и сделал знак – внимание! Ждём. И вот Мурат подзывает нас. Что там? Выше на склоне он обнаружил трёх серн. Определить, козы это или козлы, пока затруднительно, поскольку гон ещё не начался, а полового диморфического различия у серн практически нет. Понять это можно по характерному поведению. Самцы активно бегают друг за другом, как бы играя, выясняют, кто из них сильнее. Решаем подкрасться поближе. Наметили для этого возвышенность в 200 метрах впереди. Под её прикрытием мы могли подобраться незамеченными и на гребне устроить позицию для стрельбы. И вот мы на месте, карабин готов, и я жду команду. Мурат наблюдает за сернами: их три и они активно перемещаются то вверх, то вниз по склону. Вскоре выше над нами видим козла, я слышу команду: «Стреляй этого!» Дистанция практически прямого выстрела! Стреляю. «Мимо!» – говорит Мурат. Быстро перезаряжаю карабин и жду. Серны бросились врассыпную и скрылись за скалой. Вдруг перед нами, метрах в двухстах, выскакивает серна и, замерев, смотрит на нас. Я быстро реагирую и стреляю снова. Серна кубарем катится вниз по сыпучке.

Всё произошло мгновенно, я не успел понять причину предыдущего промаха, и представившаяся возможность стрелять повторно подняла адреналин до предела. В спешке я не дождался одобрения Мурата. Как бы то ни было, серна добыта, но я не слышу поздравлений. Понимаю, что что-то не так. Решил повременить, не выяснять, в чём дело.

Мы отправились на поиски трофея. Серна скатилась ниже метров на сто. И вот мы на месте, передо мной лежит молодой козлик с удивительно симметричными рогами, но, к сожалению, далеко не трофейного качества. Моё огорчение таково, что не передать словами. Времени ещё много, и возвращаться на базу как-то ни туда ни сюда. Добытую серну решили выпотрошить, оставить в тени и пойти дальше вдоль гор. Там, по словам Мурата, есть перспективное место – заросли кустарника на склоне горы, в которых горные обитатели любят укрываться на дневной отдых, прячась от солнца. Звериная тропа закончилась, и двигаться пришлось по высокой траве, местами прижатой к земле вдоль склона. Горы в этом месте хоть и невысокие, но склоны очень крутые, не оставляющие шанса на ошибку. Идти по такой траве оказалось непросто. Ставишь ногу, вслепую прощупывая, что под ней, кантовать ботинок затруднительно, так как мешает трава, и это дополнительно нагружает голеностоп.
Шли медленно, опасаясь сделать неверный шаг. Полуденное солнце поднялось в зенит и сильно припекало. И вот наконец добрались до кустов, точнее невысокого леса, где можно спрятаться в тени. Вдруг слышим треск и топот убегающего зверя. Увидеть его мы не успели, а следов оказалось много. И серны, и олени, и даже кабаны оставили отпечатки своих копыт. Радует, что расчёт верный и зверь держится в тенистых зарослях на дневном отдыхе. «Идём дальше, там будет место интереснее», – сказал Мурат, и мы, приободрённые, пошли вперёд. Пройдя два ущелья, подобрались к этому, как оказалось, действительно живописному месту. Склон горы делал поворот, при выходе на который открылся замечательный вид. Впереди и вниз к подножью горы раскинулся лес, а выше по склону был просторный альпийский луг. На противоположной стороне, вдали от нас, стояли величественные горы, обрамляя Кармадонское ущелье.

Дальше слева виден тот злополучный ледник, белым одеялом укрывающий вершины гор. Этот ледник, точнее его часть, по непонятным причинам и начал тогда разрушающее движение со скоростью сто километров в час, снося всё на своём пути. Последствия были трагичны, погибло много людей. Мурат рассказал, как это произошло. Вся картина тех событий представилась нам. Весь маршрут схода ледяной лавины был как на ладони. Поразительно, что ледник, заполнив ущелье, таял ещё десятилетие и только сейчас, оставив множество озёр, стал зарастать деревьями по их краям. Глядя на это, невольно задумываешься, что такое судьба и кто ей управляет. Задаёшься вопросом: как это произошло? Ведь съёмочная группа Сергея Бодрова закончила съёмку и уже двигалась по дороге на выход из ущелья. Выйди они на полчаса раньше, и трагедии бы не случилось! Эти размышления прервал голос Мурата: «Привал!» Нас ждали долгожданный чай и перекус. Вдруг слышим непонятный нарастающий гул по ущелью. Что это, неужели..? Даже подумать страшно! К счастью, это оказался звук реактивного спортивного самолёта «Дельфин», раскрашенного в красный цвет, как у барона Рихтгофена. Он красиво облетел гору и полетел вдоль ущелья. Завораживающая картинка, ведь мы находились на одной высоте с ним!

Время приближалось к полудню, и солнце припекало нещадно. Мурат говорит, что около 17 часов, когда станет прохладнее, серны начнут движение на кормёжку и мы с большой вероятностью сможем их увидеть. Время ждать. Мы устроились на склоне, подложив рюкзаки под голову. Через полчаса стало понятно, что жариться на склоне пять часов смысла нет, и Мурат предложил возвращаться. Идти назад придётся далеко и по непростому маршруту, да к тому же ещё стемнеет, вдобавок нужно забрать оставленную добытую серну. И всё же путь домой, какой бы ни был трудный, всегда быстрее. И вот мы уже у машины. На обратном пути проезжаем народный мемориал, сделанный перед входом в разрушенный тоннель. Это место предположительной гибели съёмочной группы Сергея Бодрова и труппы Конного театра Владикавказа. Здесь всегда много людей, приезжающих поклониться и помянуть любимого актёра и его друзей. Остановившись, хочется помолчать и подумать о вечном.
На базу вернулись глубоко затемно, а там дым уже стоял коромыслом, буквально! Мужчины смачно курили сигары. У гостеприимного хозяина много друзей. Нас пригласили присоединиться и сесть за стол. «Не расстраивайся, лицензия ещё есть, завтра поезжай снова, попытай охотничью удачу!» – сказал мне Будзи Хасанович. Приободряющее доброе слово и перспектива продолжить охоту подняли настроение, и, поужинав в доброй компании, мы пошли отдыхать. 

Утром затемно выдвинулись в горы. В этот раз решили подняться и двигаться в противоположную сторону по склону, где ещё не были. Маршрут оказался проще, так как шли по натоптанной звериной тропе. Двигались активно два часа. Вертикальный подъём составил около пятисот метров до высоты 2200, а дальше вдоль гор траверсом. Восходящее солнце осветило верхушки просыпающихся гор и долину, открывая прекрасную панораму. Тёмные вершины южных склонов, на которые ещё не везде лёг снег, подчёркивали величественно возвышающиеся над ними белоснежные, похожие на сахарные головы вершины горы Казбек. Наблюдая эту красоту, продолжили путь. Остановились в очередной расщелине на передых, Мурат пошёл разведать, что там дальше. Через некоторое время он подозвал нас и сообщил, что обнаружил двух серн. Надо поторопиться, подобраться к ним поближе. Быстрым шагом мы прошли метров триста и вышли на предполагаемый рубеж. Мурат осмотрелся, но никого не было. Ждём. Серны, по его мнению, должны идти в нашу сторону и могут появиться в любой момент. Так и вышло. Через некоторое время он показал рукой прямо и вниз, где из-за скалы показалась серна. Дистанция выстрела – 240 метров с углом наклона вниз 21 градус. Стрелять с сошек мешает высокая трава. Подкладываю под карабин рюкзак, стреляю – и мимо. Досадный промах! Не понимаю как, но снова промах! Серна побежала вниз по склону в нашу сторону, а за ней ещё одна. Мы меняем позицию, перескакиваем на другую сторону хребта в надежде, что они выскочат правее, ждём, но никого нет. Мурат пошёл посмотреть, что там ниже под скалой: может, они стоят там и удастся их толкнуть. Но нет, Фшати, покровитель охотников и диких животных, сегодня решил не быть для нас щедрым.

«Мазила, – ругаю себя, – на дистанции, где можно и нужно стрелять с рук и попадать». Досадно, однако! Промахи – это всегда обидно, особенно в горах! И дальше начинаешь гонять в голове: почему так вышло, где ошибка? Суд да дело, Мурат говорит, что здесь мы подшумели и охотиться в этом месте уже нет смысла. Нужно возвращаться назад, идти ещё часа два, и серны скоро лягут на дневную лёжку. Охоту можно будет продолжить только вечером или уже утром. Но ни вечером, ни утром охотиться нам было не суждено. Звонок по телефону нарушил планы, нужно срочно возвращаться в Москву. Два промаха и добытый нетрофейный козлик серны оставляли чувство недосказанности и полное отсутствие удовлетворения. Я уже решил, что необходимо будет возвращаться и делать повторную охоту. «В конце концов, так бывает, охота есть охота», – утешал я себя. Для понимания и исключения проблем с оружием я выстрелил в тире напоследок контрольные сто метров – карабин в порядке. Значит, дело во мне. Будет тема для размышлений по дороге домой. А сейчас сборы, недолгие прощания и обещания вернуться в начале ноября, когда начинается гон.

Время в городских хлопотах летит быстро, и вот дела улажены, появилась возможность вернуться в горы. ...

Окончание истории читайте в "Русский охотничий журнал", февраль 2023

13.02.2023
(580 просмотров)

Нажимая кнопку, я принимаю условия «Пользовательского соглашения» и даю своё согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-Ф3 «О персональных данных».

Ваше письмо было успешно отправлено!

Оплатить
заказ